Стратегия — фикция или реальность?

Стратегия — фикция или реальность? За стратегированием к нам обращаются компании из разных сфер: производство, фармакология, дистрибьюция, Retail, туризм и т.д. Осознанность бизнеса постепенно растёт, собственники уже начали понимать, что двигаться дальше наугад рискованно и неэффективно! Им нужно чётко видеть картину будущего и понимать как к ней прийти…» Как же неоднозначно всё оказалось на деле.
Во-первых, само понимание «стратегии» сильно отличаются у представителей разных компаний: кто-то считает, что это план продаж, выраженный в одном-двух числах, другие называют так план действий, третьи — эфемерные мечты, которые имели ничтожный шанс на воплощение в жизнь…
Во-вторых, люди реально верят, что стратегия «пишется» за пару дней, не выходя из кабинета. А некоторые наивно полагают, что для создания стратегии достаточно информации о предыдущих периодах деятельности компании.
Наконец, в-третьих, узнав что действительно необходимо будет сделать для создания рабочей модели, сотрудники хватаются за голову и нервно посмеиваясь, отказываются от такого «замороченного» процесса.
Тут и возникает вопрос: «А для чего в большинстве компаний создаётся СТРАТЕГИЯ?
Ради того «шобы было»? Мы ведь не хуже других, у них есть и у нас должна быть! И не важно, что такая стратегия пишется «в ящик стола», и не имеет никакого отношения к реальности?»
В итоге мы решили написать этот очерк для тех, кто заинтересован в реальной стратегии, а не в фикции. Чтобы вы были готовы к тому, с чем придётся столкнуться при ответственном стратегировании. Итак, первый шаг — Генерация идей. Тут вам предстоит собрать команду «ключевиков», людей, которые не только реально заинтересованы в развитии компании, но и являются безусловными экспертами в своей области. После того, как команда укомплектована (от 3-х до 10-ти человек), предстоит модуль по генерации идей.
Важно: вывести людей из состояния «белка в колесе», раскрыть их, снять ментальные потолки и ограничивающие установки.
Затем, используя их экспертный потенциал, совместно развернуть картину будущего компании во всех направлениях. Например: финансы, люди, менеджмент, технологии, продажи, развитие и т.д. (в зависимости от специфики компании набор этих направлений будет меняться).
Результатом этого этапа будут цели, по этим направлениям, в трёх плоскостях: гарантированные, планируемые и амбициозные.
Второй шаг — Диагноз=>Анализ=>Синтез. На этом этапе необходимо собрать информацию, которая влияет на достижение целей, сгенерированных в первом этапе. Тут нужно учесть — Факторы экономической среды: политические, погодные, демографические, экологические, экономические, технологические и т.д. (опять же зависит от вашей специфики, полный список можем выслать на почту). Далее, оценить потенциал рынка, конкурентов и вашей компании. Наконец, проанализировать динамику показателей за предыдущие периоды, где вы можете установить причинно-следственные связи, для выявления влияющих факторов.
После того, как вся информация собрана, её нужно проанализировать и сформировать выводы. Это будет являться основой для следующего этапа — Прогноз. Сопоставляя наши цели и выводы, проводится комплексное прогнозирование, где учитываются субъективные и объективные элементы.
В итоге мы подходим к четвёртому этапу — Координация. Здесь мы имеем ожидания и возможности, сопоставляем их, и на выходе получаем Цели, которые реально могут быть достигнуты с учётом всех влияющих факторов в планируемом периоде. Далее начинается этап — Тактическое планирование, но о нём позже.
Самое главное для вас это — увидеть, какой пласт работ необходимо проделать, чтобы стратегия была не фикцией, а реальностью.
Если остались вопросы пишите нам почту  info@sales-stream.kz  с удовольствием ответим тем, кто заинтересован в развитии своей компании!!!
Черненко Алёна, младший консультант компании Sales-Stream
Поделиться: