Оптимизация – как показатель эффективности в управлении ассортиментом. 

В категорийном менеджменте есть несколько показателей эффективности управления ассортиментом. Один из них — это оптимизация торговой площади и ассортимента. 

Рассмотрим подробнее основные этапы проведения оптимизации. В самом начале, составляется таблица из имеющихся данных по обороту и прибыльности каждой категории. Также берутся в расчет данные о полочном пространстве или торговой площади. Используя эти данные и специальную формулу, выводится коэффициент. Таким образом, мы даём оценку эффективности использования торговой площади конкретными группами товаров. 

В зависимости от показателей коэффициента, сотрудниками коммерческого отдела принимаются решения  о необходимости расширения ассортимента в той или иной группе товара, о сокращении или увеличении полочного пространства под категорию или группу товара.  

Определение необходимой площади под те или иные группы товаров является лишь начальным этапом оптимизации. Исходя из полученных данных, в дальнейшем, ведется работа с ассортиментом. Теперь мы знаем, сколько необходимо выделить полочного пространства под конкретную категорию  товара и начинаем строить планограммы выкладки.  

При построении планограмм, в первую очередь, нам необходимо рассчитать, сколько товарных единиц (далее SKU) поместится на выделенное под категорию пространство. Если требуемое количество SKU превышает возможности торговой площади, выделенной под данную группу товара, то необходимо провести АВС-XZ анализ, и на его основании удалить из ассортиментной матрицы и с торговой площади товары с самыми низкими показателями по выручке и прибыльности. В обратном случае, когда торгового пространства больше, чем SKU в данной категории товара, важно поработать над расширением ассортимента. При этом обязательно нужно учитывать ценовые диапазоны, зафиксированные в ассортиментной политике компании.   

Планограмма выкладки – это внутренний документ компании, который утверждается коммерческим директором. Построив планограммы выкладки, Вы одним выстрелом убьете сразу несколько зайцев. Сотрудникам в магазине не придется больше ломать голову, куда и какой товар выставить. Для них станет проще пополнять товарный запас на полках и отслеживать сроки годности товаров. Будут исключены случаи сговора сотрудника магазина и сотрудника поставщика, относительно размещения товара этого поставщика на лучшие места. Для покупателя облегчается поиск конкретного товара на полке. Для сетевых розничных магазинов построение планограмм — это необходимость, так как будет создан единый стиль размещения товаров, узнаваемый покупателями. Коммерческой службе станет намного проще контролировать наличие товара в магазине. Цель планограммы: увеличивать товарооборот, повышать продажи, улучшать взаимодействие с покупателями, усиливать конкурентоспособность товаров разных производителей в одной категории. Если планограмма выкладки товаров выстроена грамотно, то число покупателей увеличится, и продажи пойдут вверх. 

 

Поделиться: