Минусы системы самообслуживания

Система самообслуживания имеет свои минусы, но в основном они сводятся к этапу перехода от одной системы к другой, так как требуют дополнительных финансовых вложений и изменений в оргструктуре магазина. Но, как отмечают специалисты, при переходе к торговле по принципу самообслуживания, товарооборот возрастает на 20-30% (за счет более быстрого обслуживания покупателей и удобного доступа к товару).

При переходе магазина на систему самообслуживания остро встает вопрос автоматизации магазина. Разумеется, для современного (пусть и небольшого) магазина оптимальным решением является не пассивная касса, а полноценный POS-терминал. Для начала  нужно определиться с количеством кассовых аппаратов. Как показывает практика на 100 кв.м. торгового предприятия нужен в среднем 1 кассовый аппарат, укомплектованный сканером и термо-принтером. Термо-принтеры на сегодняшний день получили наибольшее распространение ввиду своих преимуществ перед матричными. Также нужны будут компьютеры и весы. Количество весов предусматривает формат самообслуживания, при котором двое весов работают на расфасовке весового товара, а одни, к примеру, – в отделе “Овощи-фрукты”. Такому магазину также понадобится этикеточный принтер для маркировки ходового товара, не имеющего штрихкода,  так как, к сожалению, на нашем рынке всё ещё встречаются товары с плохо напечатанным штрихкодом, либо вовсе без него.

Для выбора программного обеспечения следует руководствоваться не принципом “самое дорогое” или “самое дешевое”, а правилом “самое подходящее”. И определить это самое подходящее собственнику помогут профессионалы в этой области (если такого специалиста нет в торговом предприятии).

В наше время конкурентная борьба между розничными магазинами ужесточается. Покупатель и удовлетворение его потребностей стоят на первом месте в стратегическом развитии компаний. Владельцам небольших магазинов становится всё сложнее конкурировать с гигантами розничного бизнеса – гипермаркетами и супермаркетами. Если неподалеку от Вашего магазина намечается открытие такого гиганта, то Вам необходимо действовать незамедлительно. При этом нужно постараться сохранить самобытность Вашего магазина, за которую покупатели полюбили Ваш магазин. Также очень важно поработать над ассортиментом и предоставить покупателям предложения по уникальным товарам, которых нет у прямых конкурентов.

Подводя итоги можно сказать, что для продуктовых и прочих магазинов, торгующих товарами массового потребления переход на систему самообслуживания наиболее желательный путь развития. Это не самый простой путь, но если Ваша цель рост и развитие, то другого пути у Вас просто нет.

 

Коломиец Светлана, эксперт по категорийному менеджменту

Поделиться: